На Всероссийском совещании, организованном Рособрнадзором 15-19 октября 2018 г., генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер презентовал региональным министрам образования свою книгу «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? Книга об успешных реформах и высоких результатах». Автор 15 лет собирал данные для своего издания по всему миру. Он отметил, что уникальные знания, которые он получил во время путешествия по России, нашли отражение в книге наряду с опытом других стран.
Адреас Шляйхер обратил внимание на то, что небывалый скачок в развитии информационных технологий за последнее десятилетие повлиял на преобразование навыка читательской грамотности: современный школьник обращается для поиска информации не к энциклопедии, а в поисковую систему. «Сегодня подрастающее поколение не мыслит себя вне социальных медиа, что, безусловно, открывает доступ к неограниченному объёму информации. При этом существуют большие проблемы в социализации подростков», – подчеркнул автор.
В книге приведены исследовательские данные, которые важны для управленцев. Эксперт делает вывод, что высокий доход семьи и большие затраты государства на обучение школьника не могут быть гарантами качества образования. Он рассказал, что результаты российских учащихся из семей с низким достатком сопоставимы с результатами учащихся из другого социально-экономического слоя США. Он привёл в пример также Люксембург, который больше всех в мире тратит на образование. А конкретно – в три раза больше, чем в России. Однако качество образования в нашей стране выше.
То же самое он говорит и о времени, затрачиваемом на обучение в школе и дома: «Есть мнение, что для достижения лучших результатов в освоении одной из дисциплин необходимо просто добавить учебные часы. Однако здесь не всё так просто. В Арабских Эмиратах учащиеся тратят по 60 часов в неделю, а в Финляндии всего 36. Однако именно в Финляндии, Германии и Швейцарии удаётся за меньшее время научить гораздо большему. Тогда как в ОАЭ результат очень невелик».
Адреас Шляйхер также отметил, что Российская Федерация – в пятёрке стран, которые показывают лучшую динамику в исследованиях PISA.
В книге отдельный параграф посвящен российскому Единому государственному экзамену, как уникальному образцу внедрения экзаменационной культуры в масштабе целой страны.
Автор подчеркнул, что книга результат многолетней работы и тесного взаимодействия со многими руководителями систем образования и чиновниками по всему миру, которые открыто делились с ним свои проблемами и трудностями и вместе искали пути их решения.
“Считаю, что книга Андреаса Шляйхера, одного из ведущих мировых экспертов в области развития образования и образовательной политики, известного во всем мире информатора образования №1, является очень актуальной. Каждому управленцу образования обязательно нужно прочитать данную книгу, так как в нем представлены итоги работы по его революционной идее о возможности сопоставления образовательных систем разных стран. Благодаря во многом его усилиям можно узнать, какие образовательные системы наиболее эффективны, и за счет чего они достигают высоких результатов. Автор приводит детальный анализ причин успеха мировых лидеров в образовании, рассказывает о трудностях, с которыми разным странам пришлось столкнуться в процессе внедрения реформ. Книга поможет каждому читателю найти свои эффективные управленческие решения”, – поделился своим мнением о книге Владимир Егоров, и.о. министра образования и науки Республики Саха (Якутия).
Справочно:
Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования и образовательной политики. Куратор международных сопоставительных исследований ОЭСР в области качества образования, в том числе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA.
PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment). Проверяется математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем. Участвуют учащиеся 15-летнего возраста. Проводится один раз в три года. В 2018 году – более 70 стран-участниц.
Напомним, согласно майскому указу 2018 года президента Владимира Путина, Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования к 2024 году.